воскресенье, 13 октября 2013 г.

Next level

Давно не писал ничего про доту, для мощного comeback'а нужно было что попафоснее, и, кажется, я придумал.



Я совсем недавно стал следить за киберспортом, да и то, лишь за одной дисциплиной, поэтому вес моего мнения весьма недалек от аналогичного у Ивана Педального из 7 "А", доказывающего на форумах, почему Virtus Pro "уже не те" и что "Хохлы всех купили". Однако даже мне очевидно, что, уж по-крайней мере на DoTa-сцене, в развитии оного киберспорта пройдена определенная точка бифуркации и он начинает все сильнее приближаться к спорту "взрослому", "настоящему". Министерство спорта поздравляет команду с успехом, другая команда попадает на страницы BBC, в течении месяца объявляются сразу два крупных турнира с призовым фондом в $50000. Еще недавно можно было услышать от игроков заявления вроде "Мне нравится то, что я делаю, но пора задуматься и о том, что я буду делать в жизни дальше". Сейчас у всех в голове крутится мысль, которые некоторые уже аккуратно высказывают: "В 25 карьера киберспортсмена не кончается, пока не доказано обратное". Как-то вдруг выясняется, что даже если тебе не 17 лет, это еще не значит, что ты неконкурентноспособен. И верхняя планка для профессионального игрока в Доту пока не установлена.

И конца этой эволюции пока не видно. Появляются новые турниры и киберспортивные организации, растут призовые фонды. Аудитория последней карты финала The International 3 составила 1 миллион человек. Аудитория недавнего финала 7-го сезона Starladder - более 200 тысяч. Дота начинает подбираться к тем же масштабам, что и более популярный LoL, при этом имея больший потенциал. За один месяц после выхода из беты она набрала более 1 миллиона игроков, и это при том, что она не до конца открыта в Китае из-за различных ограничений, с которыми Valve активно пытается справиться. И, поскольку в данном случае предложение рождает спрос, появляются все новые команды и все новые имена, и если на следующий The International поедут скорее всего примерно те же команды, что и на прошедший, то что будет далее - боюсь даже предположить. И я верю, что TI4 станет самым интересным за всю историю проведения, но, чтобы объяснить почему, придется сделать небольшое отступление.

Украинский стример и комментатор Роман CaspeRRR Лепёхин любит повторять, то ли в шутку, то ли нет, что "Дота очень простая игра". Если смотреть игры большинства профессиональных команд, то складывается впечатление, что так оно и есть: имеем несколько базовых элементов геймплея - фарм, пуш, ганги и тимфайты, исполняем их на достойном уровне - выигрываем. Ну, все это немного разбавляется героями, которых мы выбираем, и артефактами, которые мы собираем. Вот вам и вариативность, привносящая интерес. Те, кто допускает меньше ошибок, чаще выигрывают - например, Empire или Tong Fu. Или вот были год-два назад НаВи, которые делали упор на агрессию и всех выигрывали. Просто?

Но примерно пол-года назад, в апреле 2013 появилась на свет команда, которая легким мановением руки разрушила этот стереотип и привнесла мир Доты что-то новое и прежде невиданное, то, что V1lat в своем твиттере назвал "новым уровнем". То, что позволило шведской машине выиграть почти все, за что они брались за последние пол-года, в т.ч. и чемпионское звание. Стоило им появиться на свет и начать свое победное шествие, как заполыхали костры на форумах и начался поиск истины - что же такое есть у The Alliance, что делает их такими непобедимыми? На сайтах СНГ почти сразу и быстро определились с тем, что все это "крысодота" и "Альянсы без фуриона и мишки ничего не могут", на чем и успокоились, получив почти официальную причину презирать шведов. Которые о том совершенно не подозревали и продолжали выигрывать и выигрывать и выигрывать. "Новый уровень", загадочный и непостижимый, злил меня своей непонятностью.

В во время финала TI3 я страшно наделся на победу НаВи. В-первую очередь потому, конечно, что я их фанбой и фанатик. Но также очень сильно хотелось увидеть, что шведы вообще победимы, что можно их остановить.  И, думал я, если уж кто и сможет это сделать, то явно украинские ребята, сверхопытные и сильные, в прекрасной форме. Однако те НаВи, которых все знают, с той игрой, которую все знают, проиграли в первой же игре финала. Как ответил потом Хвост в интервью "У нас была заготовка, в самой первой игре. Потом нет"(Цитата неточная). А вот затем начался некий процесс...изменения, что ли. Прямо там, на сцене Бенаройи начали появляться новые Рожденные Побеждать. Они тоже не смогли выиграть - и, скрепя сердце, я вынужден признать, что, наверное, заслуженно - но процесс уже начался. Правда, сразу после турнира команда чуть не распалась - на место Пуппея/Куроки звали Голака, Хвост требовал(?) дизбанда, и т.д. и т.п. Если бы это произошло, это было бы страшной ошибкой, потому что тогда они не дали бы произойти тому, что происходит постепенно сейчас.

Когда я смотрел седьмой сезон Starladder, то, глядя на игры НаВи, меня не покидало иногда ощущение, что я смотрю на игры Alliance. Конечно, это не касается первых игр, со стендинами и после отпуска. Но вот потом, когда команда собралась в полном составе и сыгралась вновь... Почему, подумалось мне? Из-за того, что они стали брать одно и то же с завидной регулярностью? А затем я понял. НаВи, равно как и Альянс в свое время, тоже нашли тот самый пресловутый "новый уровень". И мне начало казаться, что я начинаю понимать его, пусть даже немного.

Эти команды берут одно и то же не потому, что только на этом они и умеют. Нет, оба коллектива имеют очень большой пул героев и умеют на них исполнять. Они просто не видят смысла брать что-то другое, если им позволяют взять самый гарантированный вариант. Поэтому, а также потому, что они знают: пик - далеко не главное. Конечно, можно проиграть игру на пике, но это происходит очень редко. В остальных случаях - важно в первую очередь как ты играешь и что ты делаешь. Как ты перемещаешься по карте. Сколько мелких ошибок ты делаешь, в скольких моментах успеваешь сделать все необходимое, как быстро адаптируешься к ситуации. Как ни смешно, но разгадка успеха альянсов по моей версии звучит как издевка от Капитана Очевидности: чтобы выиграть всех, нужно быть лучше во всем. В каждом аспекте игры. Не в агрессии, не в сплит-пуше, не в тимфайтах, гангах и пушах. Во всем. Или, по-крайней мере, не быть слабыми в этих моментах.

Обе команды сыграны. Обе сильны и довольно спокойны. Я бы даже сказал, что, благодаря фирменной агрессии, НаВи слегка сильнее, но, возможно, это говорит во мне фанат. Как бы то ни было, но этот год пройдет под их знаком. Их и тех азиатских команд, которые тоже дойдут до этого. Из того, что я слышал, DK тоже приближаются или уже вошли в это состояние. И я бы поставил на то, что еще минимум одна команда из Азии тоже обретет свой "новый уровень". А потом пройдет год и придет он, крупнейший чемпионат, The International. Но это не будет чемпионат одного-двух фаворитов и еще 14 команд, как это было 3 года до этого. Это уже будет как минимум турнир 4-х команд. Вот почему я считаю, что он будет самым интересным за всю историю. Как минимум в два раза интереснее :)

Пока подождем. Ближайшие важные события для оценки моих прогнозов - Champions League и зимний Dreamhack. Какой я прогнозирую Top-2 и там, и там, думаю, сами понимаете, но посмотрим. Должно быть весьма интересно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий